Эффективные прикладные решения на базе T-FLEX CAD 14: модуль «Коммуникации»

Тенденции развития технологий автоматизации проектирования диктуют компаниям-разработчикам вектор развития их систем. Помимо базового функционала такие векторы ориентированы и на решения отдельных прикладных задач. В связи с этим в июне 2014 года компания «Топ Системы» анонсировала новую версию — T-FLEX CAD 14, которая подверглась масштабной переработке. В списке изменений был заявлен новый модуль, призванный помочь пользователям в автоматизированном проектировании коммуникаций различного рода — от трубопроводов и вентиляции до электрических сетей и пневматических трасс, а также других систем. В этой статье хотелось бы более подробно остановиться на функциональных возможностях модуля «Коммуникации», позволяющих моделировать как отдельные участки инженерных объектов, так и целые цеха (рис. 1).



рисунок 1

Итак, приступим… Для удобства пользования модулем был введен ряд новых библиотечных элементов общей численностью более 1100 (рис. 2).



рисунок 2

Данные элементы обеспечивают автоматизированное поведенческое взаимодействие с операцией «Трубопровод», которая, в свою очередь, совместно с модулем «Коммуникации» обеспечивает «умное» заполнение трасс по определенным пользователем правилам и выполняет проверку совместимости элементов между собой. Более подробно остановимся на этом чуть позже.

Немаловажную роль в новой функциональности библиотечных элементов сыграл уникальный механизм Smart Fragment, представленный в одной из предыдущих версий T-FLEX CAD. Этот механизм обеспечивает возможность запуска микропрограммы, которая реализует логику и пользовательский интерфейс вставки сборочных объектов (фрагментов) при их включении в сборку. Такая микропрограмма находится непосредственно в библиотечном файле и устанавливается на рабочее место вместе с библиотекой стандартных или пользовательских элементов.

Принципиально важным в таком механизме является то, что кроме задания положения и обработки места на трассе под фрагмент был реализован алгоритм формирования ответной части того или иного фитинга/детали. Например, при вставке колена с фланцами на трубе с обоих концов появятся соответствующие ГОСТу колена — фланцы. Фитинг предполагает развальцовку трубы? Значит, при вставке такого фрагмента на трубе она там автоматически отрисовывается и т.д.

В плане интерфейсных решений в командную закладку «Сервис» был введен ряд пунктов, объединенных в меню «Коммуникации». Меню «Коммуникации», в свою очередь, предназначено для автоматизации работ по моделированию инженерных систем (рис. 3).



рисунок 3

В этом меню пользователю доступна следующая принципиальная функциональная возможность: типизация соединений, которая представляет собой механизм автоматизации работы, позволяющий при проектировании коммуникаций назначать объектам определенные типы. Типы обусловливают поведение объектов при их использовании, а также содержат описание правил совместимости объектов коммуникаций друг с другом. Например, тип задает допустимые значения параметров: для электропроводов и деталей электропроводов может быть задана допустимая сила тока. Несовпадение значений параметров не позволяет подключить на трассу лампочку с более высоким напряжением, которая для этого не предназначена. Ну и еще один простой пример: при моделировании трубопровода с холодной и горячей водой визуально изделия могут выглядеть абсолютно одинаково. Но при этом система типизации не позволит на уровне селектирования объектов подключить такие трассы друг к другу или поставить на них не предназначенные для этого фитинги без специальных объектов, например смесителей или кранов.

Таким образом, тип позволяет исключать ошибки при операциях подключения элементов друг к другу. Типизировать в такой системе можно буквально что угодно — от трассы до ЛСК фрагмента, а сама структура может пополняться пользователем на его усмотрение для решения прикладных задач. Редактор типов выглядит так, как показано на рис. 4.



рисунок 4

Как видно из рисунка, система помимо всего прочего позволяет назначать размерность физических величин параметров и импортировать/экспортировать структуры типов от пользователя к пользователю, что обеспечивает совместимость проектов на разных рабочих местах.

Другое новшество в данном модуле называется стили трасс — это механизм автоматического заполнения трасс элементами, соответствующими определенному назначению и стандарту. Стиль содержит совокупность правил за
полнения участков трасс и набор компонентов и фитингов, назначенных для вставки в характерные участки трассы. Как правило, стили соответствуют стандартам. Например, детали трубопровода зачастую должны соответствовать определенным требованиям по длине и диаметру сегмента, диапазоны которых задаются в специальном проработанном редакторе. В нем можно просматривать, добавлять, изменять и удалять стили. Определения нескольких стилей можно импортировать в редактор и экспортировать их в виде файла в формате XML для организации коллективной работы. Можно изменить любой из стилей по умолчанию или использовать их в качестве основы для создания новых пользовательских стилей, в том числе для создания стиля с нуля. Для каждого стиля существует набор компонентов — фитингов, которыми будет заполняться трасса: начало/конец прямого участка, соединитель, колено и т.д. Каждому компоненту можно назначить из библиотеки конкретный файл. При заполнении трассы с применением стиля фитинги будут автоматически вставляться в соответствующие места коммуникаций, при этом пользователь потратит гораздо меньше времени (рис. 5), чем при ручном режиме проектирования таких трасс.



рисунок 5

Еще одно удобство, упрощающее жизнь проектировщиков, — это автотрассировка, которая представляет собой механизм, позволяющий прокладывать путь будущих труб от объекта к объекту также с минимальным количеством затрат времени (рис. 6). При этом всевозможные пути подхода формируются в виде ребер призмы: клик в то или иное ребро автоматически распознает, как пройдет будущая трасса.



рисунок 6

Расширились функциональные возможности в самой команде «Трубопровод»: пользователям теперь не обязательно помнить или держать под рукой ГОСТы на трубы, так как встроенный редактор предусмотрен непосредственно в команде (рис. 7). Здесь же можно сразу задать ассоциацию с типом трасс, ввести ряд других параметров. Естественно, поддерживается импорт/экспорт не только ГОСТов, но и других стандартов. Система умеет выдавать в окно диагностики сообщения о некоренных параметрах трассы по тому или иному стандарту.



рисунок 7

Кроме того, появилась возможность создавать трассы не только круглого, но и прямоугольного сечения. Стал доступен новый параметр «Ориентация профиля» — функционал для точного сопряжения подвода таких труб/шлейфов к соединяемым объектам. Трассы теперь можно объединять в жгуты, при этом в дереве 3D-модели доступна структура таких объектов (рис. 8).



рисунок 8

Однако самое уникальное в этом механизме — неизменная поддержка параметризации. На рис. 9 показан один из таких проектов, реализованный с использованием модуля «Коммуникации», — совместный российсконемецкий проект цеха по производству молочных продуктов.



рисунок 9

Остается отметить, что создание разработчиками компании «Топ Системы» данного модуля расширяет возможности пользователей T-FLEX CAD при автоматизации процессов проектирования инженерных систем в кратчайшие сроки. Это, в свою очередь, обеспечивает весомые дополнительные конкурентные преимущества системы T-FLEX CAD как высокоэффективного промышленного решения. Забегая вперед, хочется отметить, что в планах компании — поддержка и расширение данного функционала. Следите за нашими публикациями, посвященными новым возможностям систем комплекса
T-FLEX!

Загрузить статью в формате PDF