Автоматизация жизненного цикла документа. Часть I

На протяжении последних 15-ти лет предприятие стабильно наращивает объемы работ в интересах широкого круга потребителей и заказчиков  в рамках  ГОЗ и ВТС, численность и заработную плату работающих, основные фонды при вполне удовлетворительных показателях прибыли и рентабельности. Все это позволят ежегодно вкладывать средства в модернизацию исследовательской и производственной базы предприятия, а также в фонд перспективных НИОКР, в итоге, общество входит в число успешных предприятий и Корпорации и России.
Для любого промышленного предприятия, работающего в условиях современной конкуренции и выпускающего наукоёмкую продукцию, одним из критериев поддержания ритмичного производства и обеспечения необходимого качества продукции является высокая скорость обновлений проектной документации на изделие. Задержки в данном процессе могут привести к необратимым для выпускаемого изделия последствиям, вплоть до снятия экземпляра изделия с производства. Если подобными изделиями являются блоки электроники, большинство установленных электрорадиоизделий (ЭРИ) невозможно повторно использовать в виду сложности демонтажа. Особенно это стало серьёзной проблемой в последнее время, когда значительно увеличились сроки поставки ЭРИ из-за применения закупочных процедур согласно ФЗ №223.
На предприятии ОАО АНПП «ТЕМП-АВИА» конструкторская спецификация, технологический процесс изготовления изделия исторически представлен в производственном цикле тремя документами:

  • комплектовочная ведомость (КВ);
  • материально-расцеховочная ведомость (МРВ);
  • сопроводительная карта (СК).

В изделиях, выпускаемых предприятием, соотношение материалов и ЭРИ в среднем составляет 4:96 в денежном выражении, поэтому в рамках реализации на предприятии проекта создания единого информационного предприятия (ЕИП), базирующегося на двух импортонезависимых программных продуктах T-Flex Docs 2012  и 1С: Управление производственным предприятием 8 руководством, была поставлена первичной задача автоматизации ЖЦ комплектовочных ведомостей и сопутствующей им производственной и учётной документации в электронном виде. Работы выполнены сотрудниками отдела ИТ.
Документ “Комплектовочная ведомость” (КВ), содержит только покупные комплектующие с указанием их сроков сохраняемости, а также максимально возможные сроки складского хранения исходя из общего срока службы изделия; соответствие его с конструкторской документацией (КД) обеспечивает разработчик. Процедура согласования КВ, в отличие от КД, максимально упрощена до двух этапов: согласование с отделом комплектации и производственно-диспетчерским отделом.
Проведенный подробный анализ существующих процессов разработки, согласования, хранения и запуска в производство комплектовочных ведомостей в бумажном виде, определил критичные, с точки зрения производства, этапы этих процессов, которые должны быть в точности перенесены и в информационную систему, а также те, которые необходимо модернизировать.
В рамках создания ЕИП принят следующий вариант организации работ с комплектовочными ведомостями: разработка и согласование ведётся в системе T-Flex Docs, запуск в производство и его последующая поддержка в системе 1С:УПП. Исходя из этого, разработан и успешно реализован регламент обмена данными между системами, проведены мероприятия по первичной синхронизации уже имеющихся справочников покупных ЭРИ:

  • выверены и приведены к требованиям документов на поставку параметры ЭРИ в T-Flex Docs;
  • произведено сопоставление элементов справочника ЭРИ в T-Flex Docs справочнику в 1C: УПП путём простановки артикула в обеих системах;
  • произведена автоматизированная подмена «покупных» названий ЭРИ в учетной системе 1С:УПП на корректные из T-Flex Docs.

После подготовки информационной базы произведена необходимая адаптация обеих систем под новый документ – «Комплектовочная ведомость»: созданы необходимые печатные формы и программные модули их заполнения, разработаны рабочие столы пользователей, определены права доступа пользователей, исходя из их ролей в жизненном цикле документа, разработан электронный процесс согласования с включенными этапами автоматизированного выпуска визуализируемых электронных экземпляров, выпущены необходимые инструкции и руководства по работе с системами.
После индивидуального обучения пользователей двух ведущих подразделений-разработчиков изделий и производственно-диспетчерского отдела работе с системами проведена опытная эксплуатация. Получены хорошие отзывы пользователей, отмечена положительная динамика по времени разработки и утверждения электронных комплектовочных ведомостей, а так же по запуску их в производство.
После разработки и выпуска стандарта организации данная система охватила всё предприятие, и хождение бумажных экземпляров КВ прекращено.

Разработка, согласование, хранение и проведение изменений ЭКВ
Изначально определено три типа документа «Комплектовочная ведомость»: «рабочая КВ», «макетная КВ» и «дополнительная КВ».
«Рабочая КВ» – создаётся на изделие, имеющее децимальный номер, и наследует с него все необходимые параметры (наименование, обозначение, шифр и т.д.). Для данного типа между изделием и созданной КВ устанавливается связь, позволяющая отследить все разработанные для данного изделия комплектовочные ведомости.
«Макетная КВ» – разовая КВ предназначена для запуска в производство макетных образцов изделий, которые не имеют полного комплекта КД, создаётся индивидуально, без привязки к какому-либо изделию.
«Дополнительная КВ» – создаётся в привязке к рабочей КВ и дополняется ЭРИ, требуемыми для ремонтных работ.
Создание электронных КВ (ЭКВ) в T-Flex Docs осуществляется на рабочей странице с вынесенными для удобства кнопками типов ЭКВ и извещения об изменении (рисунок 1).


рисунок 1

После создания объекта ЭКВ разработчик приступает к заполнению ее состава методом переноса (drag&drop) номенклатурных объектов из плавающего окна (рисунок 2).


рисунок 2

Существует также возможность автоматического создания ЭКВ на основе электронной структуры изделия.
После включения объекта номенклатуры в состав ЭКВ разработчиком заполняются параметры вхождения, представляющие собой характеристики использования данного объекта в контексте определённой ЭКВ – количество, сроки, примечания.
Для осуществления возможности добавления в состав ЭКВ подборов и замен ЭРИ добавлен функционал работы с составом изделия. Для определения подбора к ЭРИ в окне «Подбор пассивных элементов» указывается варьируемая часть наименования. Из отобразившегося списка левой части окна производится перенос объектов состава подбора в правую часть окна и далее – применение изменений (рисунок 3).


рисунок 3

После этого состав подбора можно увидеть в окне свойств основного объекта.
Для добавления указания о допуске замены входящего(их) объекта(ов) разработан механизм замен. Основной единицей замен является блок замен. Выделяется заменяемый блок и заменяющие блоки. В каждый из блоков размещается один или несколько элементов, участвующих в совместной замене. Смысловая интерпретация механизма замен следующая: элемент(ы) заключённые в блок замен 1 (совместно) могут заменяться на элемент(ы) заключённые в блок замен 2 (совместно) и т.д. Таким образом, сначала добавляются в состав ЭКВ все объекты, участвующие в замене, после чего назначаются блоки замен и их состав в окне «Задание замен» (рисунок 4).


рисунок 4

Выделив ЭКВ, в нижней части окна ее свойств можно увидеть все добавленные подборы и замены (рисунок 5).


рисунок 5

Ввод в действие новых ЭКВ и все изменения в них осуществляется только выпуском электронного извещения об изменении (ЭИИ). Для проведения необходимых изменений разработчиком выбираются действия, которые должна произвести система для получения необходимого результата. К каждому действию прикрепляются соответствующие ЭКВ. Различают три вида действия:

  • «Ввод в действие» - выбирается при необходимости ввода в действие новой ЭКВ;
  • «Аннулирование» – выбирается для аннулирования ЭКВ;
  • «Аннулирование и замена» – выбирается при изменении параметров ЭКВ, а также при изменении параметров вхождения в неё комплектующих (количество, примечание, сроки по протоколам согласования и т.д.). Вводимая ЭКВ должна являться новой версией исходной.

Проведение изменений происходит в результате выполнения процесса согласования ЭИИ (см. ниже). Алгоритм проведения ЭИИ следующий:

  • действие «Ввод в действие» – ЭКВ переводится на стадию «Хранение» и в список объектов «Изменения» прикрепляется извещение с литерой «Нов»;
  • действие «Аннулирование» – ЭКВ переводится на стадию «Аннулировано» и в список объектов «Изменения» прикрепляется извещение с литерой «Аннул»;
  • действие «Аннулирование и замена» – действующая ЭКВ обретает все параметры и состав нового варианта ЭКВ. Новый же вариант ЭКВ обретает все параметры, состав и все связи исходного варианта ЭКВ. Т.е. происходит подмена всех параметров и «внутренностей» исходной ЭКВ и целевого варианта этой ЭКВ. Таким образом, исключается необходимость проведения изменений в родительских объектах ЭКВ.

После создания извещения запускается бизнес-процедура, где описана логика взаимодействия пользователей в бизнес-процессе согласования ИИ. Схема бизнес-процедуры представлена на рисунке 6.


рисунок 6

Все этапы, выделенные в цветные рамки – выполняются пользователями на рабочих местах, всё, что за пределами этих рамок – выполняется на сервере. При детальном рассмотрении видно, что формирование всех необходимых в процессе согласования визуализируемых электронных экземпляров и обмен данными между системами происходит на сервере. Причём последнее в результате выполнения процесса осуществляется дважды: в самом начале бизнес-процесса и непосредственно перед его завершением. Механизм и логика обмена представлены ниже:

  • программа выгрузки обрабатывает все указанные в извещении ведомости и производит проверку набора условий (стадия документа, наличие артикула, сроки и пр.);
  • после блокировки ЭКВ от возможных корректировок пользователей, происходит выгрузка данных в систему 1С: Предприятие в виде таблиц MS SQL, а прикреплённые к объектам файлы извещений - в виде файлов PDF в защищенную папку на сервере;
  • следом, с использованием OLE-технологии системы 1С, запускается пользовательская обработка по загрузке информации, которая проверяет наличие в справочнике комплектующих 1С всех выгруженных объектов, создаёт отсутствующие, после чего загружает структуру ЭКВ из таблиц SQL;
  • после окончания передачи информации в системе 1С: Предприятие производится формирование визуализируемых электронных экземпляров комплектовочных ведомостей и загрузка в T-Flex Docs с прикреплением к ЭКВ и бизнес-процессу для дополнительной проверки разработчиком результатов изменений;
  • по завершению процесса согласования извещения на ЭКВ происходит передача из T-Flex DOCs в 1С:УПП информации о подписях выгруженных документов и датах их установки, а также отметка о приёме на хранение.

На этом этап разработки ЭКВ заканчивается и начинается этап использования ЭКВ в производстве.